Памятки, советы, рекомендации

Подготовка детей к обучению грамоте

Автор: Фуранина Анна Фёдоровна
|Должность: воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 10"
«Подготовка детей к обучению грамоте»
Подготовила: Фуранина А.Ф.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
    Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок овладеет грамотой, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
    Большая часть знаний по русскому языку приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать уже в детском саду.
    Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.
    Взрослым необходимо знать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического) и грамотного подготовленного педагога. В задачи ДОУ не входит обучение детей чтению, а только подготовка к овладению чтением. Это нужно понимать родителям.

Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте

Содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:
1.    развитие связной речи;
2.    подготовка к обучению чтению;
3.    подготовка к обучению письму.
    Предложить родителям более подробно остановиться на одном из направлений: развитие связной речи, а других направлений в работе коснуться на следующих консультациях.
    Итак, одно из направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школе это развитие связной речи.
    Владение связной монологической речью является высоким уровнем в  речевом развитии дошкольников.
Для того чтобы подтвердить невысокий уровень речевого развития детей на середину учебного года, родителям предлагается просмотреть видеоматериал занятия в старшей логопедической группе по рассказу Т.А.Ткаченко (серия сюжетных картинок «Незнайкин подарок»). Затем вместе с родителями проводится анализ просмотренного видео занятия. В результате совместного обсуждения родители приходят к пониманию недостаточного уровня развития связной речи своих детей и необходимости уделять больше внимания составлению и пересказу рассказов дома.
Связная монологическая речь включает  в себя освоение:
1) звуковой стороны языка;
2)словарного состава;
3) грамматического строя.
Разберем по порядку все эти составляющие.
Итак, первая составляющая связной речи –звуковая сторона речи.Она предполагает произнесение детьми всех звуков родного языка. Если ребенок не произносит или искажает звуки, то это в дальнейшем отразится в письменной речи. Поэтому так важно выговорить все нарушенные звуки. С уровнем звукопроизношения своих детей родители знакомятся на еженедельных консультациях.
Следующая составляющая развития связной речи – это обогащение словаря. Важным направлением словарной работы в старшей группе является освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
    Необходимы упражнения в:
А) классификации: посуда (столовая, кухонная, чайная); одежда (летняя, зимняя, демисезонная); транспорт (пассажирский, грузовой, наземный, подземный, водный, воздушный) и т.д.
Словарная работа с детьми предполагает также:
Б)освоение новых родственных значений известных слов.
Освоение средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений.
Игра с родителями «Дерево родственных слов»(вода, снег, рука).Предложить родителям по карточкам подобрать родственные слова к слову «вода»: водник, водяной, водопад, подводник и т.д. Точно также и с другими словами.
В) освоение переносных значений известных слов.
Игра с родителями «Подбери похожие обозначения слов»(ручка, ключ, крыло, коса, гребешок) по картинкам–  показать, что  каждое из этих слов можно обозначить несколько разных предметов.
Активно лексика старших дошкольников обогащается за счет:
    Г) эпитетов, синонимов, антонимов.
Игра с родителями «Скажи наоборот» по символу «Мальчик Наоборот» (на листе изображен мальчик, стоящий на голове, который обозначает, что слова могут «переворачиваться», т.е. менять свой смысл). Родителям предлагается подобрать слова-антонимы:сильный-…., добро-…., бесстрашный-……,радость-….. и т.д.
Игра с родителями «Какой, какая, какое?» со словами-картинками. Родителям предлагается подобрать слова-определения к слову «корова»: рогатая, доящаяся, мычащая, полезная,большая, здоровая, молочная, сильная, мычащая и т.д. Точно также и с другими словами.

Третья составляющая развития связной речи – совершенствование грамматического строя речи.
    Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.
    Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослыми.
    В старшей группе вводятся новые виды работы:
1) ознакомление со словесным составом предложения.Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение из слов, слова – из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к обучению грамоте;
    2)с детьми седьмого года жизни уточняется правильное употребление «трудных» глаголов (одеть-надеть, положить-класть), при этом обращается внимание на антонимы: одеть-раздеть, надеть-снять; глаголы совершенного и несовершенного вида (поливает-полил, переливает-перелил, строит-построил и т.д.);
    3) усложняются задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов(бежал-перебежал-забежал; веселый-веселиться, грустный-грустно);
    4) в старших группах закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок, у лошади –жеребенок) и название предметов(сахар-сахарница, соль-солонка).
    5) дети в этом возрасте учатся подбирать однокоренные слова(весна-весенний-веснушки);
6) употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра с родителями«Скажи ласково» или «Гномик и Великан» (дается установка, что каждое слово может звучать по-разному: у «Гномика» – ласково, у Великана» – обычно).Родителям предлагается придумать «ласковые» слова к слову «корова»: коровка, коровенка, коровушка, коровеночка и т.д. Точно также и с другими словами.
    Таким образом, с родителями обсуждается и обыгрывается в практической деятельности готовность ребенка к обучению в школе. Итогом проведенной консультации должно быть понимание родителями того, что подготовка к школьному обучению – это длительный и разносторонний процесс развития речи ребенка, требующий понимания, грамотного подхода и системности в работе педагогов и родителей.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 19.03.2021   |   Изменено: 19.03.2021 12:11:35
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии